Опыты - это интересно!


Можно ли менять форму камня и глины
Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).
Материалы: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.
Описание. По модели обследования предмета (рис. 4) дед Знай предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предла­гает детям нажать пальцем на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какой камень? (Сухой, твердый.) Какая глина? (Влажная, мягкая, остаются ямки.) Дети по очереди берут ка­мень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные сто­роны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. Чем отлича­ется глина от камня?(Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.)

Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются? (Глина вязкая, сохраняет форму.) Какой еще материал похож на глину?






Замерзшая вода
Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.        
Материалы, кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.                                                       
Описание. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, 
какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.                                                                                      
Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.)                                                                               
Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом. Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и   дети наблюдают.  Какая часть льда плавает? (Верхняя.)
В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.
Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

Эксперимент
ОТПЕЧАТКИ ПАЛЬЦЕВ

Игра в Шерлока Холмса продолжается. Теперь нужно снять отпечатки пальцев. Для этого вам нужно приготовить смесь из сажи и талька. Попросите ребенка подышать на палец и плотно приложить его к бумаге. Посыпьте это место смесью, стряхните ее, и вы увидите явный отпечаток пальца. Почему это происходит? Расскажите ребенку о том, что на поверхности нашего тела (в том числе и на пальцах) есть немного жира, и если мы к чему-то прикасаемся, этот жир отпечатывается на предметах. Волшебный порошок всего лишь прилип к жировым отпечаткам, а черный цвет смеси сделал его видимым.